Я убеждена, что поощрение врачей за выявление онкопатологии абсурдно по сути. Есть алгоритмы обследований. Есть критерии для онконастороженности врача. Это обычная работа. Такая же, как раннее выявление сердечно-сосудистого риска, сахарного диабета и других заболеваний, влияющих на прогноз. Чем раньше поставлен правильный диагноз и назначено правильное лечение, тем дольше и в лучшем качестве будет жить больной.
Но самое отвратительное в этой истории с материальным поощрением за выявленные случаи рака – извращение мотивации врача, его реакции на клиническую ситуацию. Вместо того, чтобы при выявлении онкопатологии испытывать сострадание к больному, вместо нормальной эмпатии, которая должна мотивировать врача оказывать помощь пациенту, мы получим совершенно другую реакцию. Врач, у которого сформировали, как у собаки Павлова, условный рефлекс «выяви рак – получишь надбавку к зарплате», будет радоваться каждому онкозаболеванию, обнаруженному у больного, как источнику дополнительного дохода. Такие «положительные подкрепления» превратят врачей в моральных уродов, разрушат их души. Нельзя подменять мотивацию врача, даже в надежде улучшить статистику выявления рака.
Поощрять врача за своевременную постановку диагноза – это, простите, дискредитация сути и смысла нашей профессии.
Надо не поощрения за раннюю диагностику рака выплачивать, а регулярно достойно оплачивать труд врача. Чтобы не приходилось работать на 2 ставки. Чтобы было время на саморазвитие и постоянное повышение своего профессионального уровня. Тогда не будет проблем с ранней диагностикой. Не только онкологических заболеваний. Любых.