Дюма приехал в Россию, а именно в Нижний Новгород, специально, чтобы посмотреть знаменитую Нижегородскую ярмарку, подобной которой не было больше ни в России, ни в Западной Европе.
7 августа 1817 года начала действовать Нижегородская ярмарка. Она процветала 100 лет и не имела себе равных.
В своей книге «Из Парижа в Астрахань» Дюма писал, что мечтает увидеть Нижегородскую ярмарку, которая «собираеткупцов Персии, Индии, Китая, где находят оружие с Кавказа, столовое серебро из Тулы, кольчуги из Тифлиса. Где продают блоками малахит и лазуревый камень, где бирюзу отмеряют стаканами, где покупают тюками ткани из смирны. Куда прибывает в конце концов тот знаменитый караванный чай, который ценится на вес серебра, а в Англии и Франции – на вес золота».
Он писал, что в Нижний Новгород прибыл на пароходе. Пассажиров было так много, что гул от голосов был похож на приближение землетрясения. Судно с трудом протискивалось к набережной сквозь вереницу кораблей с товаром.
Я стоял на самой высоте над местным слиянием Оки и Волги. Внизу лежало поле Ярмарки, примерно два квадратных лье территории (лье=4,5км), покрытых бараками, между которыми гулял типаж всяких народов: русских, татар, персов, китайцев, калмыков, да что я знаю. По виду сверху Ярмарка делилась на четыре города… 200 тысяч человек в движении между рекой и притоком, между двух озер, на шести мостах, восьми набережных и сотне улиц, чтобы задуматься о том, что такое «пятая стихия…
А
множество сделок на ярмарке, подчеркивал Александр Дюма, совершались без бумаг и подписей, что называется «под слово».Любите ярмарки?