О встрече на Аляске
Ничего не будет, по крайней мере, с точки зрения ожиданий «стратегического прорыва» или каких-то конкретных документов с жесткой фиксацией.
Прямых юридических обязательств, территориальных формул и санкционных послаблений – не будет.
Что можно ожидать?
• Итоговая пресс-сессия в тональности «как хорошо поговорили и нужно двигаться к миру» с минимумом конкретики вместо подписанных документов с попыткой начать второй раунд с Украиной (маловероятно).
• Формулы уровня «продуктивный и откровенный разговор, договорились продолжить работу, поручили командам исследовать параметры прекращения огня и меры деэскалации» без финализированных контуров на геополитическом или экономическом треке и без уступок Кремля по базовым требованиям.
• Возможны малозначительные и маловероятные сюрпризы (ограниченная деэскалация в небе вне линии фронта), которые не повлияют на общий расклад и баланс сил.
Обычно встречи такого рода имеют драфт, согласованный чуть менее, чем полностью, поэтому встреча скорее, как «калибровка».
Кремль подтвердил: ничего подписывать не планируют, максимум — очертания «пониманий» и совместная пресс-сессия. Фиксирует приоритет в украинском треке, оставляет окно для экономических и процедурных тем.
За последнюю неделю Кремль публично не дал ни одного сигнала о смягчении требований. Наоборот, МИД РФ заявило, что «позиция не изменилась относительно ранее озвученных условий завершения СВО.»
Несостоятельны спекуляции СМИвокруг формулы «зафиксировать линию фронта в обмен на Донбасс или отдать Херсон и Запорожье за Донбасс».
Администрация Белого дома снижает ожидания результата первого раунда, называя его скорее «прослушивающим» и «подготовительным» и проверкой готовности Москвы к перемирию.
Структура дня: тет-а-тет, встреча в составе делегаций/рабочий приём, затем пресс-конференция.
Публичная линия Вашингтона – угроза усиления давления, а не обещание смягчения. Трамп не уточнил, будут ли это санкции/тарифы, но подчеркнул, что последствия «будут очень серьёзными», если прогресса не будет.
Из озвученного: попытка быстро конвертировать первый раунд в трехсторонний формат с участием Киева, а также готовность обсуждать гарантии безопасности для Украины вне рамок НАТО. При этом Белый дом сознательно занижает ожидания от 15 августа. Риторика о возможности дополнительных мер при провале.
Киев отверг спекуляции вокруг Донбасса – никаких уступок территорий, приоритет в прекращении огня с верификацией и пакет гарантий.
Позиция Киева: прекращение огня как условие переговоров; надёжные гарантии, отсутствие «российского вето» на европейскую и евроатлантическую интеграцию, давление на РФ до реальных шагов, совместная координация с США и ЕС.
Позиция Европы консолидирована, поддержка Киева непоколебима. «Путь к миру не может определяться без Украины», курс - активная дипломатия + поддержка Киева + давление на РФ», - официальная формулировка Совета ЕС.
Европейские страны синхронизировали послание Вашингтону: границы силой не меняются, если Москва не двигается, давление будет нарастать. Это ограничивает пространство для двусторонней «быстрой сделки» без Киева.
Позиции сторон принципиально не совместимы, никто не уступки идти не собирается.
Трампа достал конфликт («я уже передозировался попыткам урегулировать конфликт»), т.к. конфликт мешает Трампу выглядеть победителем, самопиариться и выступать в роли «мастера сделок».
Цель Трампа – слиться и повесить Украину на баланс Европы. Трамп не желает погружаться в сложные противоречия, он хочет ярких и быстрых сделок. Здесь это не получается.
Трамп попытается продать не результат, а процесс (типа добился встречи, прямых контрактов с Киевом, повесив Украину на баланс Европы), а оформлено все будет в «мило поговорили, во всем виноват Байден, держим все опции на столе, мы согласовали работу команд» и самое главное «Это война, которая никогда бы не произошла, если бы я был президентом.»
Не стоит списывать со счетов непредсказуемость Трампа, если по каким то причинам очная встреча с Киевом не состоится.