Более 1,5 тысячи старшеклассников воссоединенных регионов демонстрируют зрелый взгляд на профессиональный выбор
Исследование провели ученые херсонского педвуза.
Специалисты Херсонского государственного педагогического университета изучили учебные установки, жизненные ориентиры и профессиональные склонности школьников региона. В опросе приняли участие свыше 1,5 тысячи ребят.
Работа стала частью научно-исследовательского проекта «Разработка стратегии формирования кадрового потенциала через работу с одаренными детьми новых регионов в условиях вхождения в социально-экономическое пространство Российской Федерации». Он реализуется в педвузе по поручению Минпросвещения России.
Преподаватель кафедры общей и социальной психологии ХГПУ, аспирант Татьяны Левченко отметила, что современные подростки демонстрируют высокий уровень социальной зрелости.
«Результаты исследования показывают: сегодняшние старшеклассники обладают достаточно зрелым взглядом на будущее. Их выбор профессии связан не только с интересами, но и с пониманием практических задач региона. Это говорит о том, что подростки уже сейчас мыслят себя частью социально-экономического пространства и хотят приносить ощутимую пользу обществу», – сообщила она.
Так, анализ учебной мотивации показал, что более двух третей учащихся руководствуются внутренними стимулами: стремлением достичь успеха и желанием развиваться. Внешние факторы вроде оценок и наград играют второстепенную роль, а эмоциональные и социальные потребности выражены недостаточно ярко.
Исследование профессиональных предпочтений среди ребят показало, что наибольший интерес вызывают гуманитарно-психологические специальности и творческие профессии. Наименьшей привлекательностью отличаются направления, ориентированные на работу с абстрактными знаково-символьными структурами и формализированными процессами.
Возрастная динамика демонстрирует закономерные изменения приоритетов: в возрасте 10–12 лет у детей ярко проявляются визуальные и эмоциональные предпочтения, в период 13–15 лет доминирует интерес к социальным наукам, гуманитарному знанию и самопознанию, в старшем подростковом периоде (16–18 лет) возникает устойчивое стремление выбирать образовательный путь, ориентированный на профессиональные компетенции – преимущественно инженерные, технические и прикладные направления.
Татьяна Шушара, руководитель научно-исследовательского проекта, доктор педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности ХГПУ, акцентировала внимание на стратегическом значении полученных данных.
«Для воссоединенных регионов крайне важно, что молодежь демонстрирует осознанное профессиональное самоопределение и готовность развиваться внутри региональной экономики. Задача образовательной системы – не навязывать выбор, а обеспечить условия, при которых школьники смогут реализовать собственный потенциал и стать конкурентоспособными специалистами на местах», – резюмировала она.
Преподаватель сообщила, что результаты исследования подчеркивают необходимость расширения профориентационных программ, проектной и исследовательской деятельности в старшей школе, создания возможностей для индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих профессиональные намерения школьников.
Отметим, что с сентября 2023 года Минпросвещения России совместно с Российским обществом «Знание» реализует во всех школах страны еженедельный курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он дает возможность ученикам 6–11-х классов получить знания о современных профессиях, а также выдающихся достижениях государства.





































