Заключительная часть статьи В.Легойды

Post scriptum. Достоевский

"...Хотя подлинный Карамазов-философ только один. Иван. К нему с Алешей и переходим.

Иван и Алеша

— …Выводят мальчика из кутузки. Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велит раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… “Гони его!” — командует генерал. “Беги, беги!” — кричат ему псари, мальчик бежит… “Ату его!” — вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну… что же его? Расстрелять? Для удовлетворения нравственного чувства расстрелять? Говори, Алешка!

— Расстрелять! — тихо проговорил Алеша, с бледною, перекосившеюся какою-то улыбкой подняв взор на брата.

— Браво! — завопил Иван в каком-то восторге, — уж коли ты сказал, значит… Ай да схимник! Так вот какой у тебя бесенок в сердечке сидит, Алешка Карамазов!

— Я сказал нелепость, но…

— То-то и есть, что но… — кричал Иван.

«Братья Карамазовы»

Оставим сейчас в стороне «книгу в книге» «Легенда о великом инквизиторе», давно ставшую самостоятельным явлением в литературном и религиозно-философском пространстве. Оставим замысел автора об Алеше, который должен был воплотиться в книгах, так и не написанных Федором Михайловичем. Хочу сейчас сказать только об одном. О знаменитом (самом знаменитом) диалоге Ивана и Алеши о слезинке ребенка (мысль, кстати, Ивана, и мысль по-своему антихристианская, аргумент атеистов), окончание которого я вынес в эпиграф.

Алеша ведь фактически не отвечает Ивану, уступает напору карамазовской мысли, отступает перед страшными примерами. Но сам Достоевский всем своим творчеством и всю свою жизнь отвечал на этот страшный карамазовский вопрос: как примирить Бога, Который есть Любовь, и все те ужасы, которые происходят в мире? Так вот, в «Братьях Карамазовых» есть вполне определенный, как мне кажется, ответ автора. С присущей Достоевскому гениальностью он отвечает на вопрос до того, как его потом задаст Иван. В главе «Маловерная дама» к старцу Зосиме приходит просительница, которая жалуется ему на кризис веры, восклицая, что «это убийственно, убийственно!», на что старец ей отвечает: «Без сомнения убийственно. Но доказать тут нельзя ничего, убедиться (курсив мой. — В.Л.) же возможно… Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно».

Зосима отвечает маловерной даме по-евангельски (а как иначе?) и из опыта собственной жизни: способ разрешения всех страшных экзистенциальных карамазовских проблем только один — изменение себя. Если пытаться разумом объять всю сложность и несправедливость бытия, то можно лишь сломать голову. Можно, как это делает Иван, «вернуть Богу билет и отказаться от всеобщей гармонии». Можно, как это делают герои романа «Бесы», попытаться изменить мир (результат нам известен). Зосима же предлагает совсем другой путь: изменить собственное сердце, измениться самому и через опыт деятельной любви начать иначе воспринимать и мир, и все, в нем происходящее. Тогда ты перестаешь возмущаться слезинке ребенка и искать того, кто в этом виноват, а утираешь эти слезы. Потому что сказано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15). И другого пути нет.

Вместо эпилога

— Я, признаюсь, терпеть не могу вступать во все эти препирания, — отрезал он, — можно ведь и не веруя в Бога любить человечество, как вы думаете? Вольтер же не веровал в Бога, а любил человечество?..

— Вольтер в Бога верил, но, кажется, мало и, кажется, мало любил и человечество, — тихо, сдержанно и совершенно натурально произнес Алеша.

«Братья Карамазовы».

Все так. Спасибо, Федор Михайлович!"

Колонка Владимира Легойды опубликована в журнале "Русский пионер" №105. (Ноябрь 2021г.)

Начало статьи

@FDostoevskiy — не только цитаты