СВО в корне поменяло сферы БпЛА, если раньше Bayraktar TB2 и MQ-9 Reaper считались эталоном беспилотных систем, а Switchblade был единственной применимой концепцией, то сейчас USDOD выпускает меморандум «Обеспечение превосходства американских военных беспилотников», который признает новые подходы и нацелен на форсированное развитие малых и дешевых средств огневого поражения.
Немалый вклад в мировое признание заложили ВСУ, которые своей методичной и планомерной работой доказывают, как важны в современной войне все типы дронов. При этом в медиа и среди руководства по направлению беспилотных систем все внимание, преимущественно, сосредоточено на FPV-дронах, зачастую тотально игнорируя сектор тяжелых БпЛА.
Тяжелые БпЛА являются мультироторными БпЛА квадрокоптерного, октокоптерного или гексакоптерного типа, оснащенные развитыми, нетипичными для FPV, системами связи позволяющими совершать полеты по точкам с большим объёмом переносимого груза.
Первый этап интеграции
Первые единичные применения тяжелых БпЛА начались ближе к лету 2022 г. Основными типами систем были сельскохозяйственные дроны компании DJI без доработок систем управления и спутниковой навигации. Единой тактики применения не было — все они были хаотичными и решали малые тактические задачи, например сброс тяжелых БЧ на выявленные позиции или плохо замаскированную технику.
Речи о массовом использовании не шло — все поменяли первые применения FPV-дронов, Харьковское и Херсонское контрнаступления. ВСУ столкнулись с проблемой нехватки личного состава в местах малой концентрации войск, а также с необходимостью снабжения передовых групп, которые в условиях форсированного наступления могли растягиваться на значительную тактическую глубину. Все это приводило к ситуациям, когда занятые позиции начинали контратаковать, нарушали логистику беспокоящим огнем и не давали привычным образом выстроить снабжение до дружественных позиций.
Решение в виде применения БпЛА было встроено на ряде направлений в системы доставки продовольствия и боеприпасов. Применение тяжелых БпЛА были единичными, в основном использовали DJI Mavic или первые FPV, но возможность сохранения личного состава для боевой работы и его высвобождение от нецелевых задач было высоко оценено. В тот момент в сфере FPV начинались первые эксперименты с дистанционным минированием и попытки применения типоразмеров 10” и 13” — именно тогда противник понял, какие преимущества открывают тяжелые платформы.
Следующая часть.