Духовные основы ратного служения: О главных принципах православного воина

Духовные основы ратного служения: О главных принципах православного воина

Воинское служение, сопряженное с величайшей ответственностью и смертельной опасностью, требует не только мужества и выучки, но и твердого духовного основания. Святые отцы и многовековой опыт Церкви определили главные принципы, которые должны быть незыблемым стержнем для каждого православного воина.

Первый и главнейший из них – крепко держаться православной веры. Как указывал святитель Иннокентий Херсонский, «истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие – веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское». Именно в Боге – подлинная крепость, а не в превосходстве силы.

Конкретные нравственные правила для воина были даны еще святым Иоанном Предтечей, который на вопрос ратников «а нам что делать?» ответил: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14). Эти слова стали фундаментом христианского отношения к воинскому служению, отвергая мародерство, вымогательство и любое злоупотребление силой по отношению к мирному населению.

Служение воина ставит перед ним и более сложные вопросы, главный из которых – верность присяге и граница послушания. В ситуации, когда приказ командира явно противоречит заповедям Божиим, православный воин имеет ясный нравственный компас. Как говорит святитель Тихон Задонский: «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам (ср. Деян. 5:29)... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее – не слушайся. Если грозит за это наказанием – не бойся».

Наконец, важнейшими воинскими добродетелями Церковь всегда почитала стойкость и непоколебимость духа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника».

Именно эта твердость в вере, чистота совести и мужественное стояние в правде и являются тем духовным оружием, которое делает православного воина воистину непобедимым.

Военный отдел Московского Патриархата