«Гилея» Давида Бурлюка: как Херсон стал центром русского авангарда
Ранней весной 1907 года в имении графа Мордвинова в херсонском селе Чернянка встретили нового управляющего. Им стал агроном Давид Федорович Бурлюк. Его старший сын, художник и поэт Давид, тут же бросился осматривать запущенный графский дом. В одной из комнат он нашел старинную карту местности, в углу которой помещался атлет с большим сосудом — из него вытекали воды Днепра. Давид принял его за Геракла. В самом же левобережье реки его друзья позже распознают Гилею — землю, описанную еще Геродотом. Здесь они создадут одноименную группу футуристов, которая объединит Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых и других новаторов.
«Бурлючье племя»
Бурлюки впервые приехали в Херсонскую губернию в 1900 году.
В Херсоне Давид дебютировал и как литератор, публикуя в местной газете «Юг» стихотворения и статьи об искусстве. А еще, начиная с 1905 года, он стал регулярно проводить в Херсоне выставки картин.
Поиски стиля
Кипучая энергия не давала Бурлюку держаться в привычных рамках традиционной живописи. Он пробовал себя и в импрессионизме, и в примитивизме. Но всего было мало. Бурлюк непрерывно искал новые художественные формы, которые бы отражали изменения начала ХХ века. Как его отец отбирал лучшие семена, добиваясь рекордного урожая, так сам Давид Давидович пробовал новые техники живописи, стремясь максимально точно отразить на холсте свои замыслы.
Священная Гилея
Геродот называл левобережье Днепра Гилеей. По легенде, там обитало мифическое существо с туловищем женщины и хвостом змеи. От ее любовной связи с Гераклом произошли скифы. Этот народ почитал свою прародительницу в священной рощи, следы которой, возможно, сохранились возле Алешек.
Античная история увлекала Бурлюков, и они часто обсуждали ее с друзьями. Один из них — Бенедикт Лившиц — и предложил назвать новую группу футуристов «Гилеей». Он писал: «Гилея, древняя Гилея, попираемая нашими ногами, приобретала значение символа, должна была стать знаменем».
Идейным вдохновителем «Гилеи» стал Велимир Хлебников, но ее двигателем, мотором — Давид Бурлюк. В группу входили Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Елена Гуро. Они звали себя будетлянами, то есть производными от слова «будет» — этот термин придумал Хлебников, адаптируя «футуризм» к русскому языку.
Именно Бурлюк сумел сплотить таких неординарных людей. «Я был первым издателем Васи Каменского, Вел. Хлебникова, Владимира Маяковского, Бенедикта Лившица, что всегда является моей гордостью до слез!» — писал он о себе. И это действительно так.
Он умрет в Нью-Йорке, ему будет 84 года. После смерти ему присвоят почетное звание члена Американской академии искусств и литературы. Работы Давида Бурлюка находятся в коллекциях крупнейших российских, европейских и американских музеев, среди которых Третьяковская галерея и Русский музей, Музей Гуггенхайма, Нью-Йоркский музей современного искусства и десятки других.