Поговорим о « совести». Слово «совесть» имеет несколько значений

Поговорим о « совести»

Слово «совесть» имеет несколько значений. Из самого слова видно, что «совесть» – это со-ветник. И если это действительно так, то выражение: «совесть – это голос Божий в душе человека» приобретает важное значение. Ведь если совесть является советником, то, конечно же, это советник со стороны. Спрашивается, с какой именно стороны? Этот внутренний советник и есть сторона Божьей правды. То есть Бог участвует в жизни человека, побуждает его к добру и оберегает от зла через Свою весточку свыше. Совесть можно было бы назвать «шестым чувством», которое предупреждает человека в случае опасности.

В нашем языке существуют устойчивые выражения: «чистая совесть», «запятнанная совесть». Понятно, что мы сами содействуем или чистоте, или загрязненности совести.

Апостол Павел в своем послании к Римлянам (Рим. 2:9-10) писал, что чистая совесть является для человека (причем, даже вне зависимости от того, верующий он или нет, христианин ли, исповедует ли другую веру или вообще атеист) источником душевной радости и спокойствия. В то же время, совесть, обремененная безнравственными поступками или другими греховными деяниями, мучает душу человека, не дает ей мира и покоя, и наоборот, является причиной депрессий и душевно-телесных заболеваний. Одна маленькая девочка как-то сказала: «Совесть — как хомячок: или грызет, или спит»…

Антоний Сурожский:

«На самом деле внутри мы всегда хорошо знаем, что хорошо и что плохо. Это понимание заложено в нас. И это понимание от того, что Бог находится в сердце каждого живого существа. Он находится в нашем сердце, в сердце всех остальных. Мы все знаем, но мы можем довести себя до такого состояния, что мы не будем слушать этот голос. Голос Бога, Он говорит: «не делай этого, делай это». Иногда мы очень отчетливо слышим тот голос, чаще мы слышим этот голос. Как правило, люди пытаются подавить этот голос, и многим удается это сделать.»

Госвами Махарадж:

«…Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно — по совершении...»

Иоанн Златоуст:

«А вы слушаетесь своей совести, поступаете как она велит, дорогие друзья? Чем мерить свою совесть, как отличить ее от самобичевания, как следствие гордости?

Совесть меряется Священными Писаниями, то, что говорит Господь изнутри.

Он об этом же говорит в Писаниях и об этом же вторят Учителя и мудрецы.

Имеющий уши да услышит.

Большая часть депрессий - это противостояние голосу совести…

sd_kakhovka@khogov.ru