Можно ли дать ребенку музыкальное образование онлайн? Ответ именитых педагогов
Современные технологии все активнее проникают в сферу музыкального образования, вызывая споры о своей эффективности. Возможно ли полноценно освоить музыкальный инструмент, обучаясь онлайн? Своим мнением поделились известные музыканты Леонид Лундстрем, основатель Творческой мастерской Леонида Лундстрема и Школы-фестиваля «Донбасский экспресс», и Роберт Брем, скрипач, солист оркестра musicAeterna Теодора Курентзиса и соучредитель мастерской.
Их взгляды на этот вопрос оказались весьма контрастными: Лундстрем, опытный музыкант и педагог, не скрывает своего скептического отношения к онлайн-образованию. Он ставит под сомнение саму возможность передачи истинного духа музыки через экран.
«Как передать через телевизор атмосферу? Может быть, можно, а она важнее, чем информация. Больше того, информация без атмосферы, она негативна», — подчеркивает Лундстрем. По его мнению, настоящее искусство требует личного контакта, передачи опыта «средневековым путем», то есть «из рук в руки».
Он вспомнил историю о том, как известный композитор Джордже Энеску собирал румынский фольклор, в котором страшным проклятием считалось пожелание «чтоб тебе есть покупной хлеб». Лундстрем, проводя параллель, задается вопросом: «Опять мы возвращаемся к вопросу, подлинное или муляж?».
В отношении современных технологий в музыке он выражается прямо: «Я их ненавижу, конечно. Уничтожают смысл».
Роберт Брем, признавая неизбежность прогресса, выражает более сдержанную позицию.
«Мое мнение такое, что от них мы уже сейчас никуда не можем деться, от современных технологий. И то, чем мы занимаемся, это попытка человека остаться человеком с учетом всех современных тенденций», — отмечает музыкант. Он не отрицает возможности использования технологий в музыке, но выражает серьезные сомнения в эффективности онлайн-занятий по специальности.
Главная проблема, по мнению Брема, заключается в невозможности полноценно контролировать звучание ученика на расстоянии. «Я пока что категорический противник занятий онлайн, просто потому что я не понимаю, как у человека звучит. А звук все-таки для нашей профессии — это основа основ», — объясняет он.
Брем убежден, что без пристального внимания к звуку музыкальное образование теряет свою суть и превращается в формальное упражнение.
«Совершенно необязательно заниматься музыкой, если хочешь заниматься музыкой, надо заниматься прежде всего звуком. Ну это из технологии, поэтому как заниматься онлайн я пока не представляю», — заключает скрипач. Таким образом, мнения экспертов сходятся в одном: подлинное музыкальное образование требует особого подхода, где звук и атмосфера играют ключевую роль. Вопрос о том, способны ли современные технологии обеспечить это в полной мере, остается открытым.