На ПМЭФ-2025 обсудили рост рынка интернет-рекламы РФ и поддержку отечественных платформ
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), созданный Роскомнадзором, выходит за рамки инструмента учета и становится системообразующей платформой, обеспечивающей прозрачное и эффективное взаимодействие на рынке интернет-рекламы в России. Об этом заявил заместитель руководителя Роскомнадзора Владимир Логунов, выступая на сессии «Российский рынок интернет-рекламы» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025).
Логунов подчеркнул, что ЕРИР обеспечивает возможность глубокого исследования рынка на основе реальных данных. По его мнению, трехлетний опыт реализации системы подтвердил ее востребованность и актуальность. Пользователи Сети все чаще воспринимают маркировку интернет-рекламы как знак качества, позволяющий легко определить ответственного за содержание рекламы.
Данные ЕРИР показывают, что российский рынок интернет-рекламы «находится в хорошей форме». В 2024 году 1,5 млн площадок разместили рекламу для 1,3 млрд рекламодателей. Российская аудитория увидела почти 3,5 млрд креативов с 7,5 трлн показов. Общий объем зарегистрированных бюджетов всех рекламодателей превышает 858 млрд рублей. При этом треть всех рекламных бюджетов пришлась на 96 крупнейших рекламодателей, каждый из которых потратил на интернет-рекламу свыше 3 млрд рублей.
Логунов отметил рост рекламной активности в интернете в секторе малого и среднего бизнеса. Число уникальных рекламораспространителей увеличилось на 10 тыс. и достигло 43 тыс. контрагентов. Количество рекламодателей из малого и среднего бизнеса выросло на 20% и составило более полумиллиона. Лидерами по объему рекламных бюджетов стали предприятия розничной торговли и ИКТ-компании, а по количеству рекламных креативов – рестораны, службы доставки продуктов и салоны красоты.
За прошлый год система зарегистрировала рекламу 268 тыс. блогов в социальных сетях с совокупным объемом входящих бюджетов в 48,5 млрд рублей. Основными каналами распространения рекламного контента стали Telegram и «ВКонтакте».
Логунов напомнил, что 1 сентября вступает в силу требование закона, запрещающее распространять рекламу на информационных ресурсах экстремистских и нежелательных организаций. Он также подчеркнул, что «доходы, полученные от трехпроцентного сбора, будут направлены на развитие отечественных платформ». Модуль для расчета сбора уже разработан и доступен участникам рынка.
Вместе с тем, по мнению Логунова, рынку еще предстоит решить ряд задач, связанных с саморегулированием в вопросах навязчивости и эффективности интернет-рекламы. Он отметил, что «с этой точки зрения, как мы видим, реклама в интернете хоть и меняется, но по-прежнему носит немного “диковатый характер”, мягко говоря, избыточно навязчивый и одновременно неэффективный». При этом замглавы Роскомнадзора выразил надежду на то, что участники рынка смогут прийти к эффективным решениям, как это уже было сделано в сфере телевизионной рекламы.
«Если мы говорим об экономике как о системе платформ, о платформенной экономике, то ЕРИР в таком случае – это одна из системообразующих платформ», – подчеркнул Логунов, выразив уверенность в дальнейшем росте российского сегмента интернет-рекламы в 2025 году.
Особое внимание Логунов уделил вопросу о возможном возвращении иностранных компаний на российский рекламный рынок, обозначив четкую позицию. Он заявил, что к этой теме следует подходить, руководствуясь национальными интересами и защитой позиций отечественных предприятий. Замглавы Роскомнадзора особо подчеркнул, что компаниям, уличенным в поддержке ВСУ после ухода из России, не следует рассчитывать на возвращение.
«Мы внимательно следим за поведением и заявлениями иностранных рекламных холдингов, ранее занимавших более 60% российского рынка и ушедших с началом СВО. К сожалению, многие из них вели себя некорректно, занимаясь пропагандой враждебной идеологии и финансированием антироссийских кампаний», – отметил Логунов, добавив, что в отношении компаний, не замеченных в подобных действиях, будет оцениваться их потенциальная польза для российской э